Троицкая родительская суббота

Троицкая родительская суббота

Троицкая родительская субботаРодительская (Троицкая, вселенская, духовская) суббота – это день особого поминовения усопших, несущий в себе духовный и очень глубокий смысл. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.

Вселенская родительская суббота совершается лишь дважды в год: в субботу перед мясопустной неделей, неделей воспоминания о Страшном Суде и в субботу после отдания Вознесения Господня и перед днем святой Пятидесятницы. В таком расположении вселенских поминовений усопших имеется глубокий литургический смысл. Ибо поминовения усопших совершается именно в дни воспоминания о Втором пришествии Христа и о предначертанном судьбами Божиими Страшном Суде, Суде Божественной правды, но и любви и человеколюбия. Божественное нелицеприятие поразительным и необъяснимым образом будет соединено с человеколюбием.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».
«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит Я, в вере успошия и надежде жизни вечныя». (Канон утрени)
То есть смысл церковно молитвы состоит в том, чтобы умолить Господа об избавлении усопших, которые неизбежно в своей жизни согрешали, но сохраняли веру и надежду на милосердие Божие, от вечного огня преисподней, огня геенны огненной. В эти дни Церковь являет особое молитвенное дерзновение к Богу об усопших, на что указывает текст канона утрени, в котором перечисляются самые разные случаи смертельных исходах из земной жизни, разные случаи внезапной смерти от стихийных бедствий, от нападения зверей, которые преимущественно совершаются по особому промыслу Божию как наказание за тяжкие преступления, совершенные человеком, так и средства спасительного очищения от грехов. «Умерший Божиим прещением, смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю возшумевшуся, вся верные Христе упокой» (Канон утрени, песнь 9-я).
И Церковь молит от освобождении от временных «огнем искушений» тех, которые этого заслужили по разным причинам. То есть Церковь Христова нас предупреждает о том, что после исхода из этой земной жизни человек продолжает свою жизнь в ином состоянии, но оно зависит от нашей земной жизни, от степени посвящения ее Богу.

Просмотры (54)

Комментарии закрыты.