Троицкая родительская суббота – 19 июня (суббота)

Троицкая родительская суббота – 19 июня (суббота)

15 июня 2019 года. Троицкая родительская субботаЭтот день накануне праздника Троицы посвящен поминовению всех усопших православных христиан. Праздник установлен в память о том, что в день Пятидесятницы было завершено дело спасения рода человеческого, а усопшие выступают вместе с живыми участниками этого процесса. Святитель Василий Великий о Троицкой субботе писал, что в этот день Бог особо благоволит усопшим и находящимся в аду по молитвам их родных и близких.

Поэтому в родительскую субботу накануне Пятидесятницы нужно проявить свою любовь и заботу о почивших, потому что теперь им ничего не нужно, кроме духовной поддержки, которую мы, живые, можем проявить о них через молитву и милостыню за них.
Адам и Ева согрешили. Неправильно употребив свою свободу выбора, первые люди отторгли человеческую природу от источника всех благ – Бога. И через это она получила повреждения: страстность, тленность и смертность. Однако не все задумываются, что был в этом и свой положительный момент. Теперь человеку, чтобы поступать по воле Создателя и творить добро, приходится предельно напрягать волю.
Почувствовав «недостаток Бога», люди стали усерднее молиться, целенаправленнее трудиться о своём спасении. Да, не все. Да, с периодическими падениями. Но поднимаясь и добровольно шествуя по пути обожения. После грехопадения уже никто не может сказать, что нас тащат в рай силком. Все спасшиеся души, все наследники Царствия Небесного выбирают и любят Господа вполне осознанно.
Мы знаем на примере Сатаны, что предела озлоблению духовной сущности может и не быть. И наши праотцы после грехопадения могли бы так и не осознать своей вины, после чего стать демоноподобными существами. Но они поняли свою ошибку! И слёзы покаяния практически сразу очистили их сердца. Так, праотец Адам почти каждый день до своей смерти приходил молиться и плакать к вратам Эдемского сада. И именно благодаря этому Бог Отец даровал человечеству обетование о пришествии в мир Примирителя.
Впоследствии многие праотцы своим примером доказывали современникам, что падшая и повреждённая природа может быть побеждена волей человека в соработничестве с Богом. Который поддерживает праведников своей благодатью. Так было с Сифом, Енохом, Ноем, Авраамом, Исааком, Иаковом и многими другими. К моменту пришествия Спасителя эти праведники уже умерли и находились в некоем особом месте вне адских мучений, ожидая исполнение обетования. Там они молились за своих потомков и составляли собой фундамент будущей Церкви.
Праотцы стали фундаментом основанной Спасителем Церкви. Он воплотился и совершил свой подвиг во многом именно из-за веры и ожидания этих верных Ему людей. Но и новозаветные праведники, уже преставившиеся ко Господу, многое сделали не только для своего, но и для нашего спасения. Так, пустынники первых веков подробно разобрали все склонности человеческой души и создали для нас немало духовных руководств по преодолению страстей.
Одним из лучших таких «учебников святости» стала «Лествица» преподобного Иоанна Синайского. «Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих», – говорил он, призывая каждого из нас постоянно заглядывать внутрь своего сердца и приносить покаяние за все неправедные поступки.
В роду каждого из нас были сотни и тысячи предков. И многие из них в своей жизни выбрали жребий бытия с Богом и угодили Ему. Среди наших предков легко могли оказаться даже святые. Например, в XX веке в одной только России приняли мученическую смерть за Христа миллионы людей. Этот их выбор влияет и на нас, их потомков, помогая сердцем чувствовать правильную дорогу ко спасению.
Усопшие праведники учат нас благочестию своим жизненным выбором. Написанной ими духовной литературой, мы познаём тайны устроения своей души и путь стяжания Духа Святого. Они же ходатайствуют за своих потомков перед престолом Всевышнего. И делают это не по обязанности, а из любви к нам. Поэтому по христианскому закону любви мы также должны как можно чаще молитвенно вспоминать всех от века усопших. И, особенно тех, кто дорог нашему сердцу.
В родительскую субботу среди христиан принято усиливать свою домашнюю и церковную молитву за усопших. Дома Вы можете поминать всех – даже самоубийц, некрещёных, иноверцев и еретиков. В храме же христиане просят удостоить вечного блаженства тех усопших, кто при жизни был крещён и сохранил верность Богу. Особое поминовение усопших в день, предшествующий Пятидесятнице, установлено именно потому, что усопшие наряду с живыми составляют единое тело Церкви.
Усопшие уже не могут согрешить, но и оправдаться перед Богом собственными силами за чертой вечности уже не могут. И наша храмовая молитва много значит для них. Когда священник совершает Бескровную Жертву за каждой литургией, он опускает в Чашу с Телом и Кровью Христовыми частицы, вынутые за имя каждого их тех христиан, которых мы поминаем в своих записках.
При этом батюшка читает молитву: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». И благодать Божия касается душ поминаемых. Как живых, так и усопших. И поворачивает их к Богу. Не случайно, во многих житиях святых рассказываются случаи изменения по молитвам Церкви загробной участи тех или иных умерших. Усопшие надеются, что своей любовью и ходатайством за них мы продолжим строить здание Церкви.
«Если человек оправдался перед Богом, то во время сорокоуста он должен будет помолиться за нас, таков духовный закон. А Если человек застрял на мытарствах, то поминание будет ему как чаша холодной воды, которую дают умирающему от жажды», – говорил преподобный Паисий Святогорец.

Православная социальная сеть «Елицы»

Просмотры (9)

Комментарии закрыты.