ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. СЕДМИЦА 13-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВОСКРЕСЕНЬЕ

Так, наконец, притворство и лукавство фарисеев заставило Господа сказать со всей ясностью, что они будут отвержены, что Царствие Божие отнимется у народа иудейского и перейдет к другим народам. После такого открытого заявления посланникам Синедриона уже невозможно было притворяться непонимающими: личина их лицемерия спала сама собой. Свт. Иоанн Златоуст при этом замечает, что и теперь Господь не назвал прямо язычников как наследников Царствия Божия, чтобы не раздражить иудеев против Себя, но намекнул только, сказав: «дано будет народу, приносящему плоды его». Без сомнения, для того и притчу сказал, чтобы иудеи сами произнесли приговор, как и Давид произнес свой суд, уразумев притчу Нафана. Суди по этому, как справедлив приговор, когда повергаемые наказанию сами себя обвиняют! Потом, дабы вы видели, что не только самая справедливость этого требует, но что это давно уже предрекла благодать Святого Духа и Бог так определил, Иисус Христос приводит пророчество. Камнем называет Себя, а строителями — учителей иудейских; тоже сказано и пророком Иезекиелем:«когда он строит стену, они обмазывают ее грязью» (Иез. 13, 10).
Как же отвергли? — Когда говорили: не от Бога Этот Человек (см.: Ин. 9, 16);Ты самарянин и бес в Тебе (см.: Ин. 8, 48). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно только отвержение, указывает на самые казни: И тот кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого — Камень этот — упадет, того раздавит. «Здесь, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — Иисус Христос представляет двоякую гибель: одну от преткновения и соблазна, что значат слова: тот кто упадет на этот камень; а другую — когда подвергнется пленению, бедствиям и конечной пагубе, что ясно выражает в словах: того раздавит, и этим Он указал на Свое Воскресение».
Претыкались об этот Камень те, которые соблазнялись смирением Христа и погибали духовно. А те, на которых Камень падал, были нераскаянные враги Христовы, которые знали, Кто Он, однако же, до конца упорно вооружались против Него. Преткнувшийся может, хотя и не без вреда, встать: соблазнившийся может еще вразумиться, одуматься, покаяться, но на кого упадет камень, как с неба, тот будет разбит, раздавлен на смерть, как прах на летних гумнах (см.: Дан. 2, 35), т.е. погибнет на веки. Враги Христовы сами произнесли на себя приговор, «и это самое было ясным доказательством того, что не Наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни» (свт. Иоанн Златоуст).
Можно себе представить, какой стыд, какое замешательство овладело посланцами Синедриона, какая злоба закипела в их ожесточенных сердцах при этих грозных словах Господа. И слышавши, говорит св. Матфей, притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит. Они готовы были употребить силу, чтобы схватить Обличителя, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка. И они удалились от Господа с таким видом, какой только можно было принять на себя людям, всенародно посрамившимся и, однако же, не желающим, чтобы к ним все относились с презрением. А Господь и теперь, как и всегда, действовал с любовью ко врагам Своим. Что было бы, если бы Он теперь же решительно и прямо объявил Себя Мессией, как того желали книжники и фарисеи? Им хотелось, конечно, в таком объявлении найти низкий предлог к обвинению Его перед римлянами; но какой опасности подвергали они Иерусалим и самих себя? Народ, услышав из Его уст, что Он Мессия, тотчас возмутился бы против чужеземного владычества, и в этом возмущении легко могли погибнуть и первосвященники, и книжники.
Господь все предвидел, и враги Его услышат эти решительные слова: «Я — Сын Божий», но услышат уже тогда, когда эти слова не поведут ни к какому народному возбуждению, а только ускорят Его собственный крест. А между тем все, что нужно было Синедриону знать, он и теперь узнал. Из притчей Господа само собой следовало, что Он — Мессия, мало того: что Он знает все, что у них на сердце, знает, что они Ему готовят, и что Он добровольно идет на смерть. Если бы они хотели послушать голоса своей совести, она сказала бы им, что Иисус есть не кто иной, как Сын Бога Живого — истинный Мессия Христос. Но они не хотели этого знать и шли на явную гибель. И камень упал на них всей своей тяжестью: через 40 лет по Вознесении Христовом, Иерусалим был разрушен, страшные бедствия обрушились на Иудею, сотни тысяч иудеев погибли и миллион был отведен в плен. Царство Иудейское перестало существовать. Поистине, тогда сбылись слова притчи Христовой: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» — апостолам Своим.
Так отнято от евреев Царствие Божие и дано народу, приносящему плоды его».
Какой это народ, избранный Богом на место неблагодарного и вероломного Израиля? Этот народ — мы, христиане; мы — новый виноградник, насажденный от Самого Господа по слову Его: Я есть лоза, а вы ветви. Мы — сыны нового Израиля; нам теперь присвоены все достоинства и преимущества Израиля древнего — еще большие преимущества. Мы, по словам апостола, род избранный, царственное священство, люди взятые в удел; наследники Божии, сонаследники же Христу; храм Божий, и Дух Божий живет в нас (см.: 1 Петр. 2, 9; Рим. 8, 17; 1 Кор. 3, 16). Нам даны все средства к тому, чтобы мы могли приносить добрые плоды: святая Церковь —столп и утверждение истины (см.: 1 Тим. 3, 15) есть наша ограда; животворящая Кровь Иисуса Христа и благодать Святого Духа, как из точила, в Церкви подаются для душ алчущих и жаждущих правды. Для приношения добрых плодов веры — дел благих — Господь поручил делателям — пастырям и учителям, призванным к совершению святых, на дело служения (см.: Еф. 4, 12). Так, все нам дано для того, чтобы мы могли жить свято и целомудренно, отвергшись нечестия и мирских похотей, как свойственно сынам нового благодатного царства. Но все эти достоинства и преимущества принадлежат только тем из нас, которые живут достойно своего высокого звания. Если же мы одним только именем отличаемся от жестоковыйных иудеев, если только одними устами исповедуем Христа, а сердцем и делами отметаемся от Него, если, будучи искуплены крестной смертью Спасителя, вторично распинаем Его своими грехами и неблагодарностью; то не только все осуждения и клятвы, произнесенные Богом на ожесточенных иудеев, падут на нас, но постигнет нас участь еще более горькая.

Седмица 30-я по ПятидесятницеЕп. Мефодий (Кульман). Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея.

Источник: Толкования на Евангельские чтения церковного года, издательство Лепта Книга, Москва, 2011 г

Просмотры (150)

Комментарии закрыты.