ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. СЕДМИЦА 13-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВОСКРЕСЕНЬЕ

Толкование Евангелия. Седмица 13-я по Пятидесятнице. Воскресенье

Мф., 87 зач., 21, 33—42

ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. СЕДМИЦА 13-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВОСКРЕСЕНЬЕ Толкования на Евангельские чтения. Воскресенье, Неделя 13-я по ПятидесятницеСказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Не понять этой притчи было нельзя: смысл был слишком ясен. Еще древний пророк Исаия изображал избранный народ под видом виноградника и обращался к нему от лица Божия с таким вопросом: что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего бы Я не сделал ему? (Ис. 5, 1–7). Винограднику, виноградной лозе уподобляли его и другие пророки: Иеремия, Иезекииль, Осия. Подобие это встречается даже в Законе Моисеевом и у Псалмопевца. Виноградная лоза — это самое скромное и, в то же время, самое благородное растение требует от виноградаря постоянной, неусыпной заботы и ухода во все времена года: так и Бог, избрав народ еврейский из всех народов земных, являл во все времена Свое дивное о нем попечение. «Но, — говорит свт.й Иоанн Златоуст, — рассуди, как велико было Божие о них попечение, как непомерна их беспечность. Ибо, что надлежало делать земледельцам, то сделал Он Сам: насадил виноградник, обнес оградой и прочее. Ибо, когда иудеи вышли из Египта, Бог дал им Закон, дал им гражданское бытие, устроил жертвенник (который и означал “точило”, ибо на нем проливалась кровь животных, прообразовавших кровь Христову) и храм воздвигнул (в притче под именем “башни”)». Чрез ограждение посредством Закона иудеи сделались народом отдельным, так что Закон, ставши «стеной огненной», явно охранял их от языческих племен, от заразы идолопоклонства и служил залогом покровительства Божия. В чудесах при исходе из Египта, при Синае, при завоевании земли обетованной Бог Сам являлся вождем народа в постоянных явных чудесах и знамениях; но потом, все благоустроив, Господь поручил Свой народ его духовным вождям, первосвященникам, священникам и левитам, которым и дал право сидеть на седалище Моисеевом и с него поучать народ и толковать Закон, и отлучился, т.е. «долготерпел, не всегда и не тотчас по преступлению наказывал. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (свт. Иоанн Златоуст). И послал Своих слуг, т.е. пророков, этих великих избранников Божиих, которые возвещали иудеям волю Божию, призывали их к покаянию, открывали будущее, указывая на грядущего Спасителя мира — единородного Сына Божия. Эти посланники Божии требовали от иудеев плодов, т.е. исполнения воли Божией, «повиновения, доказываемого делами. Но иудеи не только не дали плода после таких попечений, но даже вознегодовали на пришедших, и не только вознегодовали, но еще обагрили свои руки кровью; сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (свт. Иоанн Златоуст). «Но почему Бог не тотчас послал Сына? — спрашивает свт. Иоанн Златоуст, и отвечает: — Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступали с посланными рабами, и, отложивши гнев, устыдились Его Пришествия Словами постыдятся Сына Моего показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную неизвинительность иудеев. Ибо Бог знал, что убьют Его Сына, однако же послал. Если они были непризнательны к рабам, то, по крайней мере, должны были почтить достоинство Сына».

Просмотры (150)

Комментарии закрыты.