Праздник Крещения Господа Иисуса Христа

Богоявление Господне

Праздник Крещения Господа Иисуса ХристаПраздник Крещения Господа Иисуса Христа называется Богоявлением, потому что в этом событии торжественно явили Себя миру все Три Лица Пресвятыя Троицы: Бог Отец — гласом из облака, Бог Сын — Своим человечеством, Бог Дух Святый — снисшествием на Сына в виде голубине. Вот благовествование о сем евангелистов: приходит из Назарета на Иордан к Иоанну Иисус и просит у него Крещения. Иоанн, еще из детства зная необыкновенно святую жизнь Его, удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?» — Но Иисус сказал ему: «Теперь не время говорить об этом: нам надобно исполнить то, к чему мы призваны». Тогда Иоанн допускает Его к Крещению. Так как Безгрешному нечего было исповедовать пред Иоанном, то, погрузившись в Иордане, Иисус тотчас вышел из воды и молился. И вдруг Иоанн увидел, что разверзаются Небеса, и Дух Святый в телесном виде, как голубь, сходит и ниспускается на Иисуса. И вот, пришел с небес голос к Нему: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе все Мое благоволение»!

Особенности этого праздника: 1) Подобно Навечерию Рождества Христова, в Навечерие Богоявления бывают (кроме субботы и воскресенья Царские часы, и Литургия Василия Великого начинается вечерней с 12-ю паремиями. 2) После этой литургии бывает в притворе храма Великое водоосвящение в воспоминание Крещения в этот день оглашенных. 3) В самый праздник то же водоосвящение повторяется на реках и источниках водных в воспоминание самого Крещения Господня. — Кроме того, благочестие православных христиан обыкло издревле в Навечерие Крещения ставить Кресты на дверях и окнах жилищ и в самую полночь почерпать воду из рек и источников на основании древнего мнения, что Крещение Спасителя последовало среди ночного безмолвия
(«Воскресные чтения», 1838 г.).

Священнодействия Церкви над водою

Различные виды Богослужения Церковь употребляет для освящения воды, которая столь необходима для поддержания жизни нашей.Праздник Крещения Господа Иисуса Христа
Так 1) желает ли христианин иметь особый источник для одного своего дома или общий для многих домов, — Церковь заповедует своим служителям спешить на то место, где предполагается устроение нового студенца, и пламенной молитвой ко Господу вызвать из недр земли воду сладкую и обильную. «Как древле, — говорит она Богу Всесильному, — рукою Моисея от сухого камене даровал Ты тещи водным потокам и жаждущие люди Твоя напоил, так и ныне, Владыка всего, услыши моления нас, недостойных рабов Твоих, и даруй нам воду на сем месте, сладку же и вкусну, довольну к потребе, невредительну же ко приятию».
2) Если источник готов и совершенно устроен, Церковь заботится о том, чтобы освятить и облагодатствовать открытую в нем воду. «Сотворив небо и землю, — взывает она, — Ты создал и воду; Твой Дух носился верху ее при начале мира. Твое слово собрало воды в собрание едино; Ты посылаешь источники в сухих и непроходимых дебрях и проводишь воды посреди гор. Ты и ныне ниспосли благословение Твое Небесное на воду сию, в студенце сем сущую; отжени от нее всякую сопротивную детель, отними всякую горесть, и сланость, и безчадство, и благослови, и освяти ю, и услади…» и пр.
3) В первый день месяца августа, при начале поста Пресвятые Богородицы, в память всечестнаго Ее Успения, вы видите Церковь Божию, во всем торжестве и благолении исходящую из своего обыкновенного святилища — из храма, и грядущую на реки, на общественные водотечи и водохранилища. Для чего? Церковь знает, что из этих водохранилищ употребляете воду «вы, и сынове ваши, и скоти ваши» (Ин. 4; 12); что этой же водой вы поливаете травы в огородах, деревья в садах, в ней измываете себя и ризы ваши. Дабы стихию, имеющую столь обширное употребление в жизни человека, соделать водою благословения Небесного, Церковь совершает над нею один из величественнейших, глубоко трогательных и умилительных обрядов своих — «Последование Малого освящения воды», молясь о еже освятитися воде оной силою и действием и наитием Святаго Духа; о еже снисходити «на нее» очистительному Пресущныя Троицы действу, о еже быти воде сей целительней душ и телес, и всякие сопротивные силы отгнательней, и пр. (Ектения.)

Просмотры (447)

Комментарии закрыты.