Поучение епископа Иеремии (Соловьева), Нижегородского и Арзамасского (+1884г.) в праздник Преполовение

Поучение епископа Иеремии (Соловьева), Нижегородского и Арзамасского (+1884г.) в праздник Преполовение

Поучение епископа Иеремии (Соловьева), Нижегородского и Арзамасского (+1884г.) в праздник ПреполовениеПреполовившуся празднику, жаждущую мою душу благочестия напой водами (тропарь).
Желания сердца человеческого, от Бога отпадшего, весьма многоразличны и многочисленны, как видим на опыте, благочестивые братия! Тот, движась гордостью и любочестием, жаждет и домогается мирских отличий, титулов. Сей, влекомый и управляемый плотью, стремится к сластям и удовольствиям чувственным. Иной, предавшись любостяжанию, алчет и ищет новых приобретений и сокровищ. Говорят в мире: сколько голов, столько же умов. По множеству и разнообразию желаний человеков, живущих без Бога, можно сказать; сколько сердец, столько же желаний, или поелику в одном сердце гнездится множество желаний, их гораздо более, нежели самих сердец.

Но у тебя, душа христианская, душа в таинстве святого крещения сочетавшаяся Христу — у тебя долженствует быть одно главное, господствующее желание — желание до конца в мире сем пребыть благочестиво и прийти отселе в мир невидимый с расположением и делами благочестивыми. У тебя, христианин, одна да будет жажда — жажда благочестия, и первою молитвою — сия молитва: жаждущую мою душу напой благочестия водами. Ибо сие — то есть то, о чем рек Господь: едино есть на потребу (Лк. 10, 42). Что же, вопросишь, есть благочестие христианское? И кто поистине есть благочестивый?
Что есть благочестие? — Христианское благочестие в том состоит, чтобы знать Бога, Творца всяческих, искупителя и освятителя нашего. Знать Его и веровать в Него так, как научает Божие слово, содержащееся в сем Евангелии и в книгах Пророческих и Апостольских, и как преподает Матерь наша Святая, Православная Церковь, отревая всякое ложное понятие лжеименного разума и отвращаясь ереси и расколов. — И так по праву именуется благочестивым тот, кто право верует и ясно разумевает, что Господь Бог есть Един и несть разве Его иного Бога; что Господь Бог наш, будучи един по естеству, есть троичен в лицах. — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. — Бог Отец послал в мир Единосущного Сына Своего, да спасется Им мир, Бог Сын, благоволением совечного Отца сошел с небес, воплотился от Духа Святого и приял человечество от Пресвятой Девы Марии бессеменно. — Дух Святой наитием Своим на Пресвятую Марию, снисшествием Своим в виде голубя на Богочеловека Иисуса при Иордане; явлением и сошествием на учеников Его в горнице Иерусалимской в виде огненных языков и на верующих повсюду невидимо содействовал и содействует в деле нашего искупления. — Бог Отец, Вседержитель, весь свой суд и власть над нами отдал и предоставил Сыну Своему, за нас пострадавшему и умершему. Бог Сын паки в определенное время снидет с небес с Ангелами Своими во Славе Отчей, чтоб судить живых и мертвых. Дух Святой Своею благодатью уготовляет избранных к непостыдному ответу на сем страшном суде Христовом. — Сие разуметь, братия, сие памятовать, сему поучать и поучаться есть христианское благочестие — но не все, а токмо половина одна. — А другая, вопросите, какая половина христианского благочестия? — Другая часть христианского благочестия в том состоит, чтобы не токмо веровать в Триединого Бога, но исполнять Его заповеди и веления. Итак, благочестив тот из нас, братия, кто благоговейно и осторожно ходит пред лицом Господа Бога всемогущего, вездесущего и всеведущего; кто, веруя в Бога праведного, избегает лжи и обманов; кто, памятуя о Боге всеблагом и милосердом, сам милосердует об алчущих, о жаждущих, о бескровных. Благочестив тот, кто не приемлет имени Божия, имени святого и страшного, всуе, во лжи и клятвах маловажных; кто помнит дни праздничные и воскресные и свято проводит их, не предаваясь забавам или работе, но пребывая в молитве и в поучении Божию слову. Рачительный исполнитель сих и прочих Божиих заповедей есть человек и христианин воистину благочестивый.
Но, как у нас есть обязанности частные и особенные, то и благочестие образуется из исполнения их частное, особенное. Наприм., есть благочестие собственно пастырское; есть благочестие родителей, судей, начальников, есть благочестие купующих и продающих.
Есть, сказали мы, благочестие собственно пастырское. Кто же из пастырей есть пастырь благочестивый? Тот, кто проповедует и распространяет Божие слово благовременно и безвременно, т.е. при всяком случае; кто не только проповедует и учит, но первее всех сам творит и исполняет то, чему учит: кто пасет стадо Божие, какое есть у него, непринужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия.
Есть благочестие родителей — отца и матери. Кто же есть отец и мать детей своих благочестивые? Те, кои чад своих воспитывают в Божием страхе, кои первее всех наук стараются преподать им науку христианскую — науку, обучающую, как жить и вести себя по-христиански, Богобоязненно, подавая им пример христианского жития своею жизнью.
Есть благочестие особенное начальников и судей. Оно в том состоит, чтобы начальствующие с отеческою благопопечительностью заботились о временном и вечном благополучии подвластных; чтобы начальствующие охраняли их от всякого зла и опасности; а судии судили суд Божий и воздавали каждому правдою и милостию, бескорыстно и беспристрастно.
Дабы не продолжить слова, можно размышлением своим всякому дополнить, в каких действиях выражается благочестие и прочих частных званий, наприм., звание купующих и продающих, звания господ и слуг.
Конец же слова нашего: кто бы ты ни был, пастырь, или пасомый; начальствующий, или подначальный; купующий или продающий; господин или слуга — молю тебя, будь благочестив во всем, и всегда; Бога бойся; заповеди Его храни; обязанности, возложенные на тебя Промыслом Божиим, исполняй бескорыстно, верно и благосовестно. Буди благочестив. Ибо благочестие на все полезно, обетование имеюще живота нынешнего и будущего. Аминь.

Просмотры (9)

Комментарии закрыты.