Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — 14 октября

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — 14 октября

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - 14 октября

Константинопольский Влахернский храм.

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.
Явление это, по изустному преданию, олицетворено на иконах; греческих его образов нам неизвeстно; замeтим только мeстные их разности в Русских. Так на иконe Новгородского письма, XIV вeка, трех пядей, хранящейся в мироварной палатe Синодального дома в Москвe изображена Божия Матерь с воздeтыми в молении руками к благословляющему Eе Спасителю;
она стоит на облакe над царскими дверями; над Нею два ангела держат распростертый покров, или омофор. За правым столпом храма три Святителя в кресчатых облачениях у престола, за лeвым два ангела. В исподнем ряду иконы с одной стороны лик Святых в предстоянии Иоанна Предтечи, с другой также лик Святых с св. Андреем, Христа ради юродивым, который указует свое видeние св. Епифанию; среди их диакон с книгою в рукe. На кровлe храма св. Димитрий Солунский, св. Косма и Дамиан. Подобное изображение встрeчается и между Новгородскими иконами XVI вeка. Но позднeе писанныя в Москвe иконы, между прочим и храмовая в Покровском монастырe, различествуют от древнeйшей Новгородской своим содержанием. Богоматерь, окруженная ликом Святых, Cама осeняет своим покровом предстоящих в храмe, гдe присутствуют царь Лев мудрый и царица Зоя, священнодeйствует Патриархь Тарасий, а на амвонe стоит диакон Роман сладкопeвец, держащий в рукe хартию с кондаком: «Дeва днесь предстоит в церкви» и пр., который напоминает пeснь, нeкогда воспeтую им в праздник Рождества Христова. По видимому, сладкопeвец, вспоминаемый Русскою Церковию в день Покрова, принадлежит к лику небожителей, потому что жил за пять вeков пред этим видeнием. Кромe Святых, изображаются миряне, слушавшие всенощное бдeние во Влахернском храмe, гдe в этом видe явилась Богоматерь. На вопрос в Стоглавe: «слeдует ли писать на иконe Покрова Божией Матери в исподнем ряду царей, князей, Святителей и народ?» послeдовал отвeт, что, «по свидeтельству пресловущих живописцев греческих и русских, на иконах Покрова Божией Матери, молящейся за весь мир, писано безчисленное множество народа». Но на древней Новгородской иконe, как мы замeтили, изображены одни только Святые, одно только явление, как вeроятно, первоначально писали, а в позднeйших иконах соединено явление с событием. Так различно изображение чудесного явления Богоматери в разныя времена и в разных мeстах.
Чтож касается до самого Праздника, то, хотя начало его и должно предполагать в Царьградe; но там он во время смут Греческой империи не получил полного церковного богослужебного вида и по этому не вошелъ в греческий мeсяцеслов и службы ему в праздничной Минеи нeт, как видно из греческого кондакаря XIII вeка, и новeйших мeсяцесловов. Утраченное Константипольскою Церковию восполнено нашею отечественною, которая усвоив себe этот праздник в память покровительства Божией Матери, причислила его к полиелейным всероссийским. Слова в праздничном канонe (на 1 стих 8 пeсни) приводят к вeроятному заключению, что митрополиты из Греков возобновили в России этот праздник, по своему происхождению, Греко-Славянский. «За ны помолися», говорят они, «твоего Покрова праздник, в Российстeй земли прославльшие». Пролог также относит к одному из древних наших митрополитов учреждение его в России: «Се убо егда слышах (о явлении Богоматери во Влахернском храмe св. Андрею с св. Епифанием), помышлях, како страшное и милосердное видeние и паче надeяния и заступления нашего, бысть без празднества, восхотeх, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая.» На этом основании и полагают, что такой праздник возобновлен и установлен в Русской Церкви. Он положен 1-го октября в Обиходe XIII вeка; в Милютинской минеe назван новым.
С установлением этого духовного торжества в Киевe, стали сооружаться и в других Русских городах церкви в память Покрова Божией Матери.
Между тeм как на Москвe до XV-го вeка еще неизвeстны были храмы в честь этого праздника, Владимир в XII, Суздаль в XIII, Новгород, Псков и Тверь в XIV вeкe уже молились в церквах, посвященных сему чудесному явлению Богоматери. В лeтописях под 1479 годом является на Москвe Великокняжеский Покровский монастырь близь Государева двора у Николы Подкопая, в старых Садeх, куда Иоанн III переставил церковь из Златоустова монастыря. Первый в Москвe Покровский монастырь, истребленный пожаром, не оставил по себe слeдов ни в мeстности, ни в истории. Завоевание Казани царем Иоанном Васильевичем 1552 г. в праздник Покрова Божией Матери, ознаменовано сооружением Покровского собора в Китай-городe, а отражение от Москвы Владислава в 1618 году – построением сонменного первому собору в подмосковном селe Рубцовe, переименованном, по храму, Покровским. От церквей, воздвигнутых на Москвe в славу Покрова Божией Матери, дано нeкоторым улицам прозвание Покровских. Так улица в Китай-городe, нынeшняя Варварская, в ХVII вeкe, именовавшаяся большою Покровскою, по церкви Покрова Божией Матери, также по придeлу, св. Великомученика Георгия, что на Псковской горe, простиралась до Покровского собора; в Бeлом городe Покровская, включительно с Малоросейкою, наименована от церкви того же имени, стоявшей во главe улицы: престол ея перенесен в ближайшую церковь Спаса, что на Глинищах.

Источник: Покровский монастырь, что на Убогих домах в Москве. Соч. И.М. Снегирева. С двумя видами монастыря. Восьмой выпуск «РУССКИХ ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ». Издание А. Мартынова. Москва. В Синодальной типографии, на Никольской улице. 1872

Просмотры (27)

Комментарии закрыты.