Об отсечении соблазнов и о клятве

В последнее время у молодых православных христиан появилась тенденция не обременять себя узами брака. Впрочем, такая тенденция наблюдается и во всем секуляризованном мире. И это весьма огорчительно, так как семья – это малая школа любви. Семья и особенно рождение детей в семье – прекрасный инструмент для избавления от эгоизма! Семья помогает супругам не зацикливаться на себе, научает заботиться друг о друге, научает терпению, жертвенности, любви.
Но сколько же огорчительнее нежелания христиан вступать в брак многочисленные разрушения церковных браков! Это говорит о том, что мы не исполняем Заповеди блаженства, мы утрачиваем основные христианские добродетели: кротость, милосердие, мирность, терпение. Мы не проявляем эти добродетели по отношению к самым близким нам людям, а по сути – к самим себе, ибо, как сказал Господь, «и будут два одною плотью» (Мф. 19: 5).Об отсечении соблазнов и о клятве
Христианин, разве тебе придет в голову идти к хирургу и просить об ампутации, когда у тебя на ноге появилась мозоль?! Конечно, нет. Ты будешь тратить деньги на различные пластыри и мази и бережно лечить эту досадную болячку. Да хотя бы и гангрена поразила часть твоего тела, ты испробуешь сначала все средства, все существующие антибиотики. А ведь твоя жена, которая порой досаждает тебе, как мозоль на ноге, она тоже часть твоего тела! И женам, к которым апостол Павел обращался с такими словами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» – я говорю тоже: дорогие женщины, если у вас болит голова, не стоит прибегать к гильотине.
И мы читаем далее:
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» (Мф. 5: 33).
Здесь Господь напоминает нам о святости данных нами обетов, клятв и обещаний, как и говорит блаженный Феофилакт: «То есть, когда клянешься, верно исполни то, в чем клянешься Господу, ибо, если нарушишь клятву, будешь осужден»28.
«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя…» (Мф. 5: 34–35).
Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Иудеи известны тем, что всегда имеют весьма дурную привычку клясться составными частями мира (per elementa), как в этом часто обличает их пророческое слово. Кто клянется, тот или любит, или чтит того, кем он клянется. В законе заповедано, чтобы мы клялись только Господом Богом нашим. А иудеи, клянущиеся ангелами, городом Иерусалимом и Храмом, а затем составными частями мира, почитали твари и плотские вещи поклонением и почтением, приличествующим только Богу»29 – то есть чтобы они не впали в идолопоклонство, думая, что то, чем они клянутся, равно Богу.
Об этом же и блаженный Феофилакт говорит: «Поскольку иудеи слышали от Бога: “Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих” (Ис. 66: 1), то и клялись сими предметами. Но Господь воспрещает им это, впрочем, не потому, что небо прекрасно и огромно, а земля полезна, а чтобы не подать им повода к идолопоклонству, поскольку эти предметы у клянущихся ими легко могли быть признаны за божество, как это прежде и было»30.
И далее:
«…ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5: 36).
Господь Иисус Христос говорит так, чтобы подчеркнуть, что мы – не свои, то есть не принадлежим сами себе, не имеем над собой власти, но все находимся во власти Создателя нашего, Который один ни от кого не зависит.
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37).
Блаженный Феофилакт так истолковывает эти слова Господа: «Божба, кроме “да” и “нет”, есть дело излишнее и происходит от диавола. Но ты спросишь: ужели и закон Моисеев был худ, когда повелевал клясться? Знай, что в то время божба не составляла худого дела, но божиться после Христа есть дело уже худое, подобно как обрезываться и вообще иудействовать. Сосать грудь младенцу прилично, а мужу непристойно. Мы более не под законом, но под благодатью»31.
В Моисеевом законе клятвы не только не запрещались, но даже предписывались, но Спаситель дает нам закон лучший, поступая по которому мы и Богу угодим, и у ближних наших большее доверие обретем. Ведь, действительно, человеку, который часто божится и клянется, перестают верить.
Как учил блаженный Иероним: «А евангельская истина не допускает клятвы, так как место клятвы заступает каждое нелживое слово (fidelis sermo)»32.
Никто из нас не обделен заботой и любовью Бога. Каждый христианин может засвидетельствовать о себе самом и о других верующих, что Господь любит всех и каждого из нас со всеми нашими страхами, тревогами и комплексами. Преодолевая комплекс собственной своей духовной неполноценности, каждый из нас имеет возможность во Христе начать новую, религиозно значимую жизнь. Учение Нагорной проповеди возвышает душу каждого из нас, духовно облагораживает и преображает ее. Нагорная проповедь – это не просто текст, который мы читаем, это божественный призыв к нашей совести. Откликнемся ли мы на него или нет – зависит от расположения наших сердец, от состояния нашей собственной совести.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ.RU

24 См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.
25 См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.
26 См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.
27 См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.
28 См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.
29 См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.
30 См.: Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.
31 См.: Там же.
32 См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.

Просмотры (50)

Комментарии закрыты.