История заселения станицы Кавказской Кубанскаго казачьяго войска (окончание)

О второмъ дѣле 1859 г. извѣстно, что Кавказская сотня, стоявшая въ укр. Каладжи, была направлена къ ст. Зассовской, подвергавшейся нападенію горцевъ, и, соединившись съ казаками послѣдней станицы, стала прислѣдовать горцевъ и столкнулась съ ними у р. Ходзъ, ниже укр. Каладжи и выше ст . Зассовской. Казаковъ была всего 170 человѣкъ, а горцевъ нѣсколько сотъ (замѣтили 5 значковъ.). Видя передъ собою горсть казаковъ, горцы бросились на нихъ и загнали въ терновый кустарникъ, подъ защитою котораго казаки могли держаться нѣкоторое время. Кромѣ Кавказцевъ, здѣсь участвовали казаки ст. Дмитріевской, изъ коихъ 8 убито и 14 ранено, и команда, кажется, Хоперскаго полка подъ начальсгвомъ есаула Фисенко; почти вся она пала здесь. Большой уронъ понесли и горцы. Находившіеся въ открытомъ поле подъ выстрелами. Показавшаяся вскорѣ рота соддатъ и сотня казаковъ съ однимъ орудімъ заставили горцевъ скрыться. Раненые въ этомъ дѣле казаки Баевъ и Березуцкій вскоре выздоровѣли и нынѣ еще живы. Кавказскіе казаки, находясь въ отрядъ командующаго войсками Закаспійской области генералъ-лейтенанта Комарова, участвовали 18 Марта 1885 г. въ дѣле съ авганцами на р. Кушкѣ, у Ташкерпинскаго моста; на долю ихъ за это дѣло выпало 4 ордена Св. Георгія, изъ коихъ урядникъ Дмитріевъ получилъ орденъ 3-й. а остальные 4-й степени. 
Не только въ военное, но и въ мирное время бываютъ случаи проявленія военной доблести и святаго исполненія своихъ обязанностей, когда человѣкъ жертвуетъ для общаго блага своею жизнію. Такъ, й1 Сентября 1891 г. рано утромъ разнесся слухъ въ станицѣ, что атаманъ хут. Романовскаго Тимофей Бѣлоусовъ ночью убитъ, когда хотѣлъ арестовать въ домѣ извѣстнаго конокрада и пристанодержателя крест. II. К-ва, нынѣ умершаго, четырехъ черкесовъ, подозрѣваемыхъ въ разбояхъ. Судебныя власти дали знать Бѣлоусову о прибытіи горцевъ въ хуторъ и потребовали ихъ ареста. Склонивъ К-ва выдать горцевъ, Белоусовъ съ нѣсколькими казаками и желѣзнодорожными жандармами вошелъ въ комнату, гдѣ спали горцы. Одинъ изъ нихъ, вытащивши изъ-подъ подушки револьверъ, выстрѣливъ въ Бѣлоусова и смертельно ранилъ его. Другіе черкесы тоже начали защищаться револьверами, выбили окно, куда выскочили и бросились уходить, двумъ изъ нихъ удалось уйти, одинъ былъ убитъ, другой раненъ и умеръ скоро; труцъ его нашли за Кубанью. Семейству Бѣлоусова Высочайше пожалована пенсія въ 50. руб. въ годъ.
Нельзя не сказать нѣсколько словъ о военныхъ и бытовыхъ песняхъ. Прежнія военныя песни, которыми гордилась каждая сотня, которыя. спасали въ походѣ и дома сотню отъ скуки, сокращали путь и избавляли отъ усталости, забыты, забыты также и пѣсни бытовыя, а замѣнили ихъ: песни новѣйшей формаціи, лишенныя смысла и искаженныя въ словахъ, и недалеко уже то время, когда отъ прежнихъ пѣсень не останется никакого даже слѣда. Причиною тому служить перѣмена въ условіяхъ жизни и быта казаковъ: миновали уже прежнія тревожныя, воинственныя времена и традиціи ихъ не понятны современной молодежи, а старики считаютъ себя уже отжившими для пѣсенъ и только съ сокрушеніемъ издали смотрятъ на молодежь, да и поощренія ни откуда не видно – нѣтъ прежнихъ любителей пѣсенъ. Въ-прежнее время «офицеръ, бывало, соберетъ пѣсенникоиъ, поставить имъ штофъ, они и поютъ ему цѣлый день, а то и самъ станетъ въ кругъ», въ настоящее же время въ походѣ и дома пѣсню заменила музыка—не нацѣональная, конечно.
Летомъ 1893 г. со станціи «Кавказской» приступлено къ проложенію желѣзнодорожнаго пути на г. Ставрополь. Станица, и Романовскій хуторъ оучутились въ углу Владикавказской и Ставропольской железныхъ дорогъ. Будетъ ли населенію станицы какая-нибудь польза от новой сосѣдки, но лишеніе свободнаго прогона скота въ поле и ѣзды по кратчайшим дорогамъ почувствовались съ начала же открьтія работъ по проложенію пути.

Старообрядческий священник Макарий Михайл Колышкин, перешел в единоверия

Въ первой половинѣ 1894 г. совершился знаменательный въ жизни мѣстныхъ старообрядцевъ актъ присоединенія около 10-ти семействъ во главе съ начетчикомъ ихъ Михаиломъ Колышкинымъ къ православію на началахъ единоверія. Случай этотъ сильно пошатнулъ старообрядческія основы и подаетъ большую надежду на обрашеніе въ недалекомъ будущемъ и остальныхъ въ лоно православной церкви и свидетѣльствуетъ объ успѣшности религіозной борьбы съ старообрядчествомъ. Дѣйствительно, въ послѣднее время у старообрядцевъ почти исчезли та замкнутость и то презрѣніе къ православнымъ, которыми пропитаны были ихъ предки: нынѣшняя молодежь ходить въ православную церковь, принимаешь благословеніе отъ священника, на службѣ говѣетъ и причащается св. таинъ, пьетъ и ѣсть вмѣстѣ съ православными изъ одной посуды,—даже встрѣчаются курящіе табакъ,—и едва-ли кому изъ нихъ приходить на умъ читать очистительныя молитвы. Для новыхъ единовѣрцевь въ томъ же году освященъ молитвенный домъ, а Колышкинъ рукоположенъ въ санъ священника въ этотъ новый приходъ.
Окрестности станицы богаты различными спеціальными названіями, какъ напр. Карантинный уголъ, Хохлацкій уголъ, Калмыцкий бродъ и др., происхожденіе которыхъ затеряно въ памяти потомства. Впрочемъ старожилы говорятъ; Карантинный уголъ названъ такъ потому, что во время падежа рогатаго скота подъ Вислымъ курганомъ было отведено мѣсто для сатовки (базарь) съ пріѣзжающими изъ-за Кубани черезъ лѣсной кутъ жителями ауловъ Султана, Петисова и др. Надъ спускомъ къ сатовкѣ были учреждены карантинные посты, чтобы не допускать проѣзда въ станицу. Хохлацкій уголъ получилъ названіе отъ того, что въ старину въ этомъ углу хохлы (малороссы-чумаки, зимовавшіе въ станицѣ) гнули ободья для колесъ; однажды на нихъ напали черкесы и отбили быковъ, такъ что бѣдные хохлы возвратились въ станицу съ одними кнутами. Горѣлая поляна получила названіе отъ того, что пожаромъ на ней выжженъ весь лѣсъ, состоявшій изъ дубовъ въ два обхвата, изъ котораго построены многіе дома. Пучкова балка получила названіе отъ гумна Пучкова. Самонина балка, что за Кубанью, названа по фамиліи охотившегося въ ней казака Самонина, который выкуривалъ лисицъ изъ норъ. Балки Борисовка и Смирная, что за Челбасами, получили названіе отъ казака Бориса Смирнова, охотившагося тамъ за дикими свиньями и козами. Калмыцкій бродъ получилъ свое названіе отъ того, что здѣсь переправили калмыковъ, взятыхъ въ плѣнъ вмѣстѣ съ косякомъ лошадей казака Рогачева, бывшихъ на пастьбѣ около Крохиной балки, а по другому разсказу: въ Донскомъ полку, охранявшемъ Кубанскую линію, были и калмыки, которые, находясь въ секретѣ у брода черезъ Кубань, крѣпко уснули; черкесы на другомъ берегу Кубани по храпу узнали, что секреть спитъ, переправились черезъ Кубань и вырѣзали этотъ секреть. Кирпичный колодезь получилъ свое названіе отъ того, что былъ обложенъ жженнымъ кирпичемъ и представлялъ изъ себя бассейнъ который снабжалъ водою кирпичный заводъ, находившійся здѣсь и принадлежавшій крѣпости. Казачій курганъ получилъ названіе отъ того, что здѣсь команда казаковъ поста Ивановскаго, выходя на сѣнокосъ, устраивала свой балагань. Кромѣ перечисленныхъ, станица пользовалась еще углами: Бездорожнымъ, Разъѣзднымъ, Тоненькимъ, Рѣдкобуднымъ, Парневымъ и др., но вслѣдствіе неумѣлаго пользованія лѣсомъ, войсковое начальство нашло необходимымъ въ 1886 г, взять эти углы въ веденіе войска.
Въ 1894 году исполнилось сто лѣтъ существованія станицы Кавказской. Хотя точно мѣсяцъ и число прибытія переселенцевъ на Кубань и неизвѣстно, но изъ словъ стариковъ видно, что поселенцы праздновали день Покрова Пресвятой Богородицы уже на мѣсте, который бываетъ 1-го Октября, слѣдовательно это число и можно считать днемъ основания станицы, а также и днемъ столѣтнего юбилея. Сто лѣтъ тому назад переселенцевъ отправлялъ на Кубань наказной атаманъ Войска Донского генералъ Иловайскій, в юбилейный же день станицы Кавказской во главѣ Кубанскаго казачьяго войска стоитъ наказной Атаманъ ген. – лейт. Яковъ Дмитріевичъ Малама.

Просмотры (599)

Комментарии закрыты.