Интервью архимандрита Рафаила с руководителем Церковно-исторического общества г. Москвы с Андреем Уткинским

Интервью архимандрита Рафаила с руководителем Церковно-исторического общества г. Москвы с Андреем Уткинским

Публикуется с разрешения архимандрита Рафаила (Карелина)

О послушании монахов и мирян О мытаре и фарисееЗдравствуйте, дорогой отец Рафаил! Благодарим Вас за предоставленную возможность ответить на наши вопросы. Для многих православных христиан слышать Вас – большое утешение и поддержка в наше непростое время, когда слово истинное и духовное – редкость.
Вопрос: Батюшка, нашей церковной организацией Церковно-Историческим обществом, подготовлена к изданию серия книг «Святые отцы и подвижники благочестия о последних временах», в которую вошли как целые творения – книга свят. Феофана Затворника «О Православии с предостережениями от прегрешений против него», так и избранное из творений святителя Игнатия (Брянчанинова) «Солнце на закате», праведного Иоанна Кронштадтского «О Церкви и Страшном Суде», преподобного Ефрема Сирина «Страшный Суд», архиепископа Аверкия (Таушева) сборники «Дороже всего — Святое Православие», «Преддверие антихриста», с которыми можно ознакомиться по этой ссылке. Как Вы считаете, нужны ли и полезны эти издания для современных христиан?

Ответ: Произведения перечисленных вами духовных писателей занимают достойное место в золотом фонде православной патристики и являются ее органической частью, продолжением святоотеческого учения и традиций, а в наше время, что особенно ценно, – апологией Православия, которое либеральные силы хотят подвергнуть деформации и искажениям. Поэтому я считаю, предпринятое вашей церковной организацией издание серии книг «Святые отцы и подвижники благочестия о последних временах» важным и актуальным.
Из указанных вами авторов мне хотелось бы особенно выделить святого Иоанна Кронштадтского, который подвигом своей жизни и многочисленными чудесами, засвидетельствованными всей Россией, подтвердил истину и действенную силу православной веры. Его богослужения и молитвы горели ярким огнем Пятидесятницы и этот свет отразился в его книгах.
Старцы предыдущего века, которых я еще застал в своей юности, высоко отзывались о творениях святителя Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, тогда еще не причисленных к лику святых. Они считали их творения введением в Добротолюбие – в энциклопедию аскетической литературы византийского периода, и своим духовным чадам советовали читать и изучать их творения. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник почти наши современники, которые глубоко понимали проблемы нашего времени. В письмах Феофана Затворника можно найти ответы на все духовные вопросы. А в творениях Игнатия Брянчанинова содержится сокровенное учение о христианской мистике, особенно о Иисусовой молитве.
Что касается святителя Аверкия (Таушева), то его сочинения до последних лет оставались недоступными, так что я мало знаком с ними. Но, то немногое, что я успел прочитать, позволяет мне сказать, что он является звездой Православия из той же плеяды, как вышеуказанные подвижники. Так что мне остается поблагодарить вас за этот духовный подарок современным христианам.

Вопрос: При составлении данной серии, мы сочли очень важным, чтобы святые отцы Церкви и современные подвижники благочестия ещё раз показали, что же такое Православие и чем оно не является. Как вы считаете, нужно ли сегодня об этом продолжать говорить?

Ответ: Это не только нужно, но и необходимо. Нарастающая радиация либерализма все более пронизывает наше общество. Волны модернизма все сильнее обрушиваются на Церковь, и что особенно опасно, модернисты стараются проникнуть внутрь Церкви и говорить от ее имени. Указанные вами подвижники предвидели эту опасность, предупреждали о ней, как современных им христиан, так и будущие поколения. Поэтому современные модернисты стараются или игнорировать их творения или выступить с их критикой пока еще косвенно, и приписать им несуществующее западное влияние. Или же, ссылаясь на их имена, произвести монтаж из их творений: выдернуть из текста отдельные фрагменты, интерпретировать их по своему, образно говоря, разрезать холст картины на мелкие части, а затем склеить их по задуманному плану, то есть превратить в совершенно другую картину.

Вопрос: Батюшка, это удивительно, но у каждого из отцов, изданных в этой серии, очень много сказано о последних временах и о признаках этого времени. Зачем они об этом говорили, ведь они жили задолго до нас? И можно ли наше время считать последними временами?

Ответ: Само выражение «последние времена» — неопределенно и условно. Некоторые из святых отцов называли последнее время, по аналогии с возрастом человека, старостью мира. Они считали, что последнее время – это период от Первого до Второго Пришествия Христа Спасителя (время, продолжающееся от Рождения Христа во Плоти до конца мира). Поэтому я предпочитал бы назвать наш век предапокалиптическим временем. Оно характеризуется оскудением веры, теплохладностью христиан, для которых Евангелие перестает быть нормой жизни, и катастрофической потерей любви.
Святые отцы обладали даром предвидения и прозорливости. Поэтому в тенях будущего они видели как бы уже совершающиеся события и предупреждали о грядущих искушениях и бедствиях, чтобы подготовить к ним христиан.

Вопрос: Батюшка, в данной серии есть книги, посвященные Страшному Суду. Но сегодня мы видим, что даже в христианской среде учение о Страшном Суде, так сказать, не в почёте. Почему так происходит? И насколько важно это учение Церкви? Можно ли считать одним из явных признаков приближением кончины мира, ее забвение в среде православных?

Ответ: Православное учение о Страшном Суде теперь подвергается особенно яростным нападкам со стороны модернистических сил, которые хотят внушить христианам, что, так как Бог есть Любовь, то Страшный Суд будет вовсе не страшным и даже не судом, а всеобщей амнистией. Они в худшем варианте повторяют учение Оригена о всеспасении – апокатастасисе, которое было осуждено и предано анафеме на Пятом Вселенском Соборе и нескольких поместных соборах. Современные модернисты в этом вопросе даже превзошли самого Оригена. Они учат о всеспасении не только людей, но и демонов – духов зла. Они как бы забывают, что божественная любовь неразрывно соединена со справедливостью и правосудием Божиим, что церковное учение о Страшном Суде – не педагогический прием, употребленный Христом, а евангельская истина, в которую они не верят. Бог так же не может лгать, как Он не может не существовать. Учение о всеобщем спасении делают земную жизнь бессмысленной, как подготовку к вечности; оно внушает человеку, что он может грешить, не боясь кары за свои поступки, так как его спасение уже предрешено и грехи не лишат его вечной жизни.
На фоне нравственной безответственности растет распущенность и вседозволенность, которые происходят на наших глазах. Хочу напомнить, что одним из видов смертного греха, который не прощается ни в этой, ни в будущей жизни, является сознательное злоупотребление любовью Божией – обращение Его любви во зло.

Вопрос: Батюшка, главным мотивом к изданию данной серии послужило знакомство с трудами архиепископа Аверкия (Таушева). Мы посчитали, что его труды очень актуальны для современников, и что сегодня не хватает именно такого голоса, который бы так бесстрашно и точно говорил об истине Православия. Именно ему была посвящена первая книга серии, а его статьи были использованы в качестве предисловий ко всем другим изданиям. Последние две книги серии изданы непосредственно по его трудам. Знакомы ли Вы с наследием владыки Аверкия? Если да, то, как Вы считаете, насколько они актуальны для современников?

Ответ: К сожалению, как я уже отметил, мало знаком с произведениями архиепископа Аверкия, но возможно в будущем постараюсь восполнить этот пробел. Однако в глотке морской воды можно почувствовать вкус всего моря.
Что касается мужества и бескомпромиссности святителя Аверкия, о котором вы говорили, – то это необходимое свойство для православного апологета. Уже древние мудрецы учили, что основой добродетелей являются мужество, мудрость, целомудрие и правда.
Приведу один пример. Когда в начале 20-го века обсуждался вопрос о канонизации святого Иоасафа Белгородского, то некоторые члены комиссии возражали, что Иоасаф Белгородский был слишком строг к подчиненному ему духовенству и подвергал провинившихся епитимиям и наказанию за те грехи и поступки, которые вошли в быт и перестали казаться грехами. Когда об этом спросили святого Иоанна Кронштадтского, то он ответил: «Строгость – как раз то, в чем мы нуждаемся и чего нам не хватает».

Вопрос: Часто можно слышать такое мнение, причём от серьёзных церковных людей: что будто бы в истории Церкви времена были и похуже чем сейчас и, что сейчас ничего особенного не происходит, грех всегда был присущ человеку… Но Владыка Аверкий не согласен с этим мнением. Он говорит, что да, действительно грешили, но и каялись, а теперь и само понятие о грехе и покаянии вытравляется даже у людей, считающих себя христианами. Архиепископ Аверкий утверждает, что зло никогда не разливалось по всему миру так беспрепятственно, как в наше время. Батюшка, а как Вы считаете, нет ли преувеличения в его словах?

Ответ: Я согласен со святителем Аверкием. Никогда нравственность не падала так низко, как в наше время. Никогда грех и разврат не были легализированы и защищены законом, как в наши дни. Церковь не ограждена от мира непроницаемой стеной. Пресса, телевидение, ночные клубы и возможность через интернет увидеть все виды разврата, – делают человека открытым для влияния демонических сил, разжигают страсти, опьяняют его и захватывают в свой плен. Человек с детства теряет чистоту сердца, понятие о целомудрии, и приходит в храм уже нравственно больным. Поэтому ему трудно внутренне включиться в церковную и литургическую жизнь. Загрязненное грехом сердце не может воспринять благодать Божию, соединиться с вечным незримым светом, в котором Бог являет Себя человеку. Получая через богослужения и Таинства благодать, он не может удержать ее и теряет, как вспыхнувший на мгновенье свет, повторяя прежние грехи, хотя бы не в поступках, но в мыслях и страстных образах. Чтобы очистить свое сердце, человеку надо отказаться от многих понятий и привычек современного общества. Он должен искоренять свои страсти, переоценить то, что казалось ему прежде естественным и даже необходимым.
Оскудение благодати – это главная трагедия, как бы проклятие нашего времени. Раньше существовало зло, но ему противостояло добро. Люди понимали, что такое свет и что такое тьма; что добродетель и что грех; что истина и что ложь. А теперь эти понятия почти уничтожены. Теперь духовное состояние человека можно назвать разрывом между его верой и жизнью. Многие люди, исповедуя религию как традицию, получая в ней определенные эстетические и эмоциональные переживания, остаются бытовыми материалистами: верят в Бога, а живут так, как будто Бога нет.
Разумеется, добро будет существовать до конца мира, но здесь мы говорим об общих тенденциях. Личность остается свободной и может возвыситься над духом мира. Но объективные условия для этого становятся все более тяжелыми и трудными. Давление зла и демонических сил все более ощутительны. Апология греха переходит в какой-то массовый гипноз.

Вопрос: Батюшка, как вы считаете, могут ли эти сборники быть полезны для тех, кто уже читал труды вышеназванных авторов и других святых отцов Церкви?

Ответ: Одним из действий греха, живущем в человеке, является забвение. Мы забываем о цели своей жизни, о неизбежности смерти, о мимолётности этого мира и ожидающей нас вечности. Мы забываем горькие опыты наших грехов. Надо обновлять память о духовном мире, частью которого является человеческая душа. Существует древний афоризм: «Истина от повторений не тускнеет». Поэтому нам необходимо вновь обращаться к уже прочитанному и как будто знакомому. Если человек будет стараться жить по-христиански, то в этих произведениях каждый раз будет находить для себя все новое и глубокое.

Вопрос: Отец Рафаил, при распространении данных книг мы неожиданно для себя столкнулись с такой проблемой: нам приходится слышать, что данные издания вносят раскол в христианскую среду. Как может быть такое, что учение святых отцов и подвижников благочестия, строивших свою жизнь по святым отцам, способно внести раскол?

Ответ: Раскол – это выход из церковной иерархии и гордая мысль о том, что можно спастись своими силами вне Церкви. Православное учение – это те истины, во что верила и исповедовала Церковь везде и всегда – начиная с апостольских времен до наших дней, и на всем литургическом пространстве, где проповедуется Православие и совершается богослужение.
Вносит раскол тот, кто вносит новшество. Святые отцы писали, что всякая крайность от диавола. Раскол может быть слева: это дух реформации и модернизма, который пытается соединить христианство с грехами и страстями, господствующими в мире; это скрытый или явный ренессанс язычества – культ плоти. Раскол справа – это несправедливая критика Церкви, когда недостатки и грехи священнослужителей приписываются самой Церкви и Православию.

Вопрос: Каково Ваше впечатление от этих книг, и что Вы можете пожелать людям, которые будут читать отзыв на эти книги?

Ответ: В этих книгах авторы отражают учение Православия. И для тех, кто ищет истину, они подобны оазису в пустыне, где путник может отдохнуть и подкрепить свои силы.
Я посоветовал бы православным христианам нашего времени смотреть на эти книги, как на руководство для духовной жизни, искать в них ответы на недоуменные вопросы. Еще посоветовал бы делать выписки из тех мест, которые особенно затронули сердце, как бы составить небольшой конспект и перечитывать его.
Еще я хотел бы добавить, что самостоятельно заниматься духовной жизнью небезопасно. Никакие знания не могут заменить живого общения с духовным отцом. Поэтому каждому ищущему спасения надо молиться, чтобы Господь послал ему опытного руководителя, так как в духовной жизни есть знания, невыразимые словом, которые передаются от души к душе и от сердца к сердцу.

Батюшка, в заключении хотелось бы выразить Вам сердечную благодарность за труды, понесённые на благо Православной Церкви, и просим Ваших молитв и в настоящем веке, и в будущем.

Источник: сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Просмотры (63)

Комментарии закрыты.