День памяти преподобного Антония Великого

День памяти преподобного Антония Великого

Священник Даниил Сысоев. Уроки Святости

Первое из дел Божьих, которые нам необходимо сделать, — это вера ТОЛКОВАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ ЧАСТЬ 2 День памяти преподобного Антония ВеликогоВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня день памяти святого Антония Великого — отца монашества, первого святого монаха основавшего монастырь в пустыни. В этот день вспоминаешь то самое место, куда он был веден Духом Божиим. Антоний Великий является примером подлинной надежды и полного, абсолютного доверия к создателю. Он был достаточно богатым жителем Египта – коптом, у которого был свой сельскохозяйственный участок.
Но однажды он, идя работать на поле, решил по дороге зайти в храм, где в этот момент читалось Евангелие, и услышал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Антоний вышел и сказал: «Господь мне говорит: следую за мной, как же я сейчас пойду обрабатывать поле?» Он тут же пошел и продал поле, и решил часть денег оставить на пропитание своей сестры.
Зашел еще раз в храм и слышит слова Божии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
После этого он раздал абсолютно все, что имел, а сестру отвел в женский монастырь при епископской кафедре. В то время монастырей еще не было, но монахи были всегда, начиная с самого Господа, Иоанна Крестителя и некоторых апостолов: Иоанна Богослова, Андрея Первозванного. После этого Антоний пошел к епископам-девственникам, которые его научили основам монашества и духовному деланию. Побыв немного у них, он решил уединиться, чтобы справиться со своими страстями. И таким местом уединения он выбрал гробницы идолопоклонников, по простоте своей душевной, пошел в самое логово диавола.
Египетские гробницы идолопоклонников – это языческие склепы, украшенные изображением языческих богов – бесов, которые исписаны заклинаниями. В таких местах всегда находилось куча бесов в качестве «охранников». И вот там поселяется Антоний Великий. Местные «охранники» — злые духи очень недовольны таким соседством. Они его избивают и говорят, что он может быть монахом столько, сколько хочет, только здесь ему жить нельзя, так как это их старое место. Приходят поселяне из ближайшей деревни, видят избитого и обессиленного Антония, приносят его к себе кормят, поят, отхаживают. После этого он встает и сразу же идет обратно. Бесы с еще большей яростью нападают на него, рычат, кричат, вызывают подкрепление – бесовских князей, которые еще больше избивают Антония.
Позже сам Антоний Великий рассказывал, что бесы грозили его убить и ходили, как великаны, высотою до неба, с огненными глазами, со страшными клыками, черного цвета, как эфиопы. Антоний им ответил: «Если вы меня запугиваете, то, значит, у вас власти нет, а театральные постановки передо мной ставить не нужно, и ничего у вас не получится». Бесы его еще раз избили, и опять его выходили поселяне. Он в третий раз пришел к тому месту и, как позже рассказывал ученикам, встретился с самим Люцифером (он несколько раз встречался с диаволом). И в первую встречу диавол предстал перед ним в том виде, как описано в сороковой и сорок первой главах книги Иова, в виде двух чудовищных зверей – бегемота и левиафана. Бесы на него снова напали и избили его страшно, а он в этот момент кричал: «Иисусе, Господи, помоги!» Тут же явился ему Господь в сиянии славы, бесы в панике разбежались.
Антоний у Христа спрашивает: «Господи, где же Ты был?» Иисус ему отвечает: «Я смотрел, как ты сражаешься ради Меня». Господь здесь как опытный тренер: когда ученик сражается, Он не вмешивается, как только просит о помощи, тут же является.
После этого Господь повелевает Антонию идти в глубокую пустыню. И Антоний, первый из монахов (на самом деле второй, но об этом он узнал лишь к концу жизни), слушая Господа, уходит в глухую пустыню в пятнадцати километрах от Красного моря – отрог в пустыне Сахара, с другой стороны Нила. Довольно страшное место – красные скалы, практически нет воды. Как известно, в пустынях, в основном, водятся бесы, а города всегда считались наиболее защищенными, потому что там храмы Божии, мощи святых, приносится жертва – Евхаристия.
Приходит Антоний в пустыню, начинает подвизаться, побеждает в себе страсти, обучается доброделанию, изучает Священное Писание и Откровение Божие. Известно, что он знал всю Библию наизусть. Если у него возникал какой-либо вопрос, он не доверял себе, отправлялся в путь, иногда по пятьсот-шестьсот километров, чтобы найти ответ у какого-нибудь епископа или священника. Постепенно вокруг него начала собираться община монахов, которые хотели служить Богу. На вопрос одного из учеников, как спастись, Антоний отвечал, что не нужно без нужды менять места жительства, не нужно никого осуждать, и на все, что делаешь, нужно иметь свидетельство Священного Писания, тогда спасешься.
Когда Антоний Великий узнал, что в городе Александрии начала распространяться ересь Ария, который выступал против законного епископа Афанасия, духовного друга Антония, то он решил отправиться в Александрию. Это было в 346 году, Антоний Великий стал ходить по городу и прямо на улицах говорить, что истина там, где Афанасий. Он призывал не слушать ариан, а слушать законного епископа. На этом примере мы видим, что в Церкви старчество не противоположено епископству, а наоборот поддерживает его. У Антония учились многие великие ученики, такие, как Макарий Великий. Благодаря Антонию, пустыня стала заселена, как город. Здесь сбылось великое пророчество пророка Исаии, который предсказывал, что пустыня превратится в город, и там, где раньше обитали шакалы, будут славить имя Бога. И действительно Египетские пустыни стали родиной монашества. Из этого корня выросло монашество и Палестинское, и Сирийское, и Афонское, и Русское.
Какой Антоний имел особый дар, что смог сделать такое великое дело для Церкви? Он всегда надеялся на Господа, не доверял себе и не боялся никого, кроме Бога Всемогущего. Как и говорил апостол Павел: «Надежда, переходящая в любовь, должна быть свойственна и нам, если мы хотим стяжать нечто великое». А спасение души – это самое великое, чего мы можем достигнуть. Надеждой на Бога строится все христианство, если человек не надеется на Бога, то он не может называться христианином. Надежда на Бога основана на том, что Бог — Создатель, Управитель и Судья мира. И если мы искренне верим в это, то мы никого, кроме Бога, бояться не должны. Наша надежда связана с воскресением мертвых, с жизнью будущего века, участниками которого мы можем стать уже сейчас. Дух Божий доступен человеку и делает его свободным, где бы он ни находился.
К Антонию Великому однажды пришел диавол в виде простого человека и спросил его, может ли Бог его помиловать? Антоний помолился Богу, и Он передал условия помилования денницы: простоять на высокой горе перед всем миром три года и просить у Бога прощение, и тогда Он простит и помилует денницу, и вернет ему все достоинства. На это диавол рассмеялся и ответил: «Я, имеющий власть над миром, еще буду просить у Кого-то прощения?», развернулся и ушел. Антоний не боялся диавола и слуг его, он служил Богу и надеялся на Него. И надежда его не подвела, он оказался победителем и проложил дорогу для других, которые продолжают сокрушать врага рода человеческого. Поэтому и нам боятся ничего не нужно, так как с нами Бог. С нами Дух Божий, помазавший нас в день искупления, с нами спасение, которое мы уже получили, с нами благодать Святого Духа и Православная вера, которая сильна для сокрушения всякого врага.
Нам нужно учиться поселять надежду в своем сердце. А кто не верит православным, тот не будет иметь настоящую надежду. И о какой надежде можно говорить, если человек не верит, что его после смерти что-то ждет. А мы знаем, что будет в конце, и что нас ждет. Мы знаем с чего мы начались, мы знаем, кто наш Отец, кто наш Творец, как нас создали, мы знаем, как мы пали, знаем, как восстановлены. Мы знаем, что нас спасает, Кто наш Спаситель, где у нас Родина, как туда пройти, мы имеем силы и возможность туда дойти, имеем Того, Кто является поводырем на этой дороге. Нам бояться нечего, у нас есть твердые основания для надежды. Если мы научимся нашу священную веру, кратко изложенную в Символе, использовать в жизни, то мы переполнимся Христовой надеждой и будем непобедимы в этом мире ни для людей, ни для антихриста, ни для сатаны и слуг его. А наоборот станем могучими победителями. Давайте учиться у святого Антония надежде, вере и любви, и по молитвам Антония Дух Божий да будет с нами!
Спаси вас Господь!

День памяти преподобного Иоанна ЛествичникаИсточник: Священник Даниил Сысоев. Уроки Святости. Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева

Просмотры (9)

Комментарии закрыты.