День памяти Лиддской иконы Божией Матери – 25 марта

День памяти Лиддской иконы Божией Матери – 25 марта

День памяти Лиддской иконы Божией Матери – 25 мартаВ церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта, и Лиддская (Римская) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе.
Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.
В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).
После XI века следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.
Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.
Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».
Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.
Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.
Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»
Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.
Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.
Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня (9 июля по новому стилю). Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю( 25 марта по новому стилю).
Древний город Лод (Лидда) имеет глубокую историю. Известно, что здесь проживали иудеи из колена Вениаминова. В новозаветные времена здесь проповедовали св. апостолы Петр и Иоанн. Апостол Петр исцеляет здесь человека по имени Эней. Во времена раннего христианства судьба города связана с именем великомученика Георгия Победоносца.
Греческий православный храм Георгия Победоносца, основан здесь еще в IV веке. Предание Иерусалимской церкви повествует, что здесь прошло детство и юношеские годы святого и после смерти мученика в Никомидии в 303 году, его честные останки были перенесены в родной город Лидду, где проживала мама святого. Храм благополучно пережив нашествие персов 614 года, был разрушен Хакимом Безумным в 1009 году и восстановлен только в XI веке византийским императором Константином Мономахом.
Согласно описанию паломника Иоанна Фоки (1185), верхняя плита гробницы великомученика Георгия находилась в алтаре под святым престолом. Он рассказывает, что когда латинский епископ решил поднять плиту, то обнаружил под ней вход в пещеру с подлинной гробницей Георгия. Однако открыть ее не удалось, т. к. оттуда вырвалось пламя и опалило посланных епископом слуг.
В 1442 году западная часть храма была захвачена мусульманами и превращена в мечеть, также в это время был отторгнут и разобран правый придел во имя св. апостола Иоанна Богослова.
В 1517 г. в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение. Во время землетрясения 1837 г. обрушились свод храма и северная апсида. Церковь простояла в руинах до 1870 г., когда после спора между греками и францисканцами святыня была признана греческим владением. В 1871 г. Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с воззванием к российским кавалерам ордена св. Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление храма. По высочайшему повелению императора Александра II из сумм капитула ордена было отпущено 3000 рублей. На средства, выделенные российским правительством, была возведена новая церковь, освященная 3 ноября 1872 г. Она включила в свой состав центральную и северной апсиды храма XII в. В основании северной апсиды лежит византийская кладка. На месте южных апсиды и нефа разбит принадлежащий мусульманам сад. От постройки крестоносцев сохранились также 1-я арка южной колоннады и базы колонн северной колоннады центрального нефа, 3-я пилястра южного нефа и фрагменты 4 пилястр северного нефа.
Центральный придел храма посвящен св. Георгию Победоносцу, левый — Ведению во храм Пресвятой Богородицы. В крипте храма, в которую можно спуститься по 2 лестницам с левой и правой сторон, находится гробница Георгия Победоносца. На ее верхней крышке служителями храма разливается обычно освященное масло, которым паломники помазывают себя или берут с собой как святыню.
Частица мощей святого Георгия Победоносца находится в серебряном ковчежце в центральном приделе слева от царских врат, и выносится верующим для поклонения. В одной из колонн справа от центрального придела находятся почитаемые верующими «святые узы» — железные кандалы с цепью, в которых по преданию святой был прикован в темнице. Храм Георгия Победоносца в Лидде находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви (Греческой Патриархии).

По материалам из открытых источников

Просмотры (101)

Комментарии закрыты.