День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских

День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских

День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана АзийскихПамять святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана Церковь совершает 14 ноября (1 ноября ст. ст.). Святые Козма и Дамиан имеют нарочитую благодать в просвещении разума ко учению грамоте, а также почитаются покровителями святости христианского брака.

Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Козма и Дамиан родились в Асии. Время их рождения и смерти точно неизвестно. Считается, что они жили не позднее III века. Они были воспитаны своей благочестивой и богобоязненной матерью Феодотией. Позже Козма и Дамиан были отданы на обучение врачебной науке. Господь даровал им дар исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых Козма и Дамиан лечили, они никогда не брали оплаты, соблюдая заповедь Господа:

Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8).

Слава о Козме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Лечили они не только людей, но и животных. Однажды Козму и Дамиана позвали к тяжело больной женщине по имени Пелагия, лечить которую отказались все врачи из-за ее тяжелого состояния. Она потратила множество средств от своего имения и не смогла исцелиться ни от одного врача. Козма и Дамиан исцелили болящую. Исполненная благодарности к ним и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Пелагия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца. Но Дамиан отказывался принять дар. Тогда Пелагия со многими слезами умолила его принять этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Тогда Дамиан принял дар. Козма, узнав об этом, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Козме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям явился верблюд, которого когда-то Козма исцелил от бешенства, и проговорил человеческим голосом:
Человеци Божии! Много чудес и знамений насладившеся от святою и славную Христову угоднику Козмы и Дамиана — не точию же вы, но и мы, скоты, данныи вам Богом на службу; темже и аз, благодаря со всеми, приидох поведати вам, яко отрок, своему слузе Козме таину свою не разлучитися им друга от другу, но вкупе положитися има (Четьи-Минеи митрополита Макария, Житие и чудеса святою безмезднику и бесребренику Козмы и Дамиана).
Так мощи братьев были положены вместе в Феремане. По преданию, и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Чудеса святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Великое множество чудес было совершено святыми Козмой и Дамианом. Однажды во время жатвы один из жителей тех мест вышел жать на свою ниву. Утомившись, изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль оттого, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Козме и Дамиану и воскликнул: «Святые врачи, Козма и Дамиан, помогите мне и помилуйте меня!» Святые тотчас поспешили с помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видевшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.
Неподалеку от храма святых врачей Козмы и Дамиана, в Феремане, жил некий муж Малх. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей: «Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Козмы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе». Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «Пришлю тебе знак и возьму тебя к себе». Показывая ей этот знак, диавол велел идти за ним к мужу. «Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Козме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла». Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и поклялся. Женщина, услышав клятву, поверила ему, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел ее там убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря: «Господи мой, святая Козма и Дамиане, помозита ми и избавита от убийца сего диавола; вама бо веровавши идох во след губителя сего сатаны; потщитася убо прити на помощь мне и избавита мя от кровопиица сего диавола». И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники Козма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее. Она же поблагодарила их, но не узнала, кто они. И услышав, кто они, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых угодников Его, Козму и Дамиана.
Некий юноша, от испуга обезумевший, был приведен в храм святых бессребреников Козмы и Дамиана с надеждой на исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления. Через некоторое время пришел к нему его отец, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Его сын, до этого времени не узнававший отца, стал узнавать его. Святые Козма и Дамиан, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.
Некий муж, страдавший болезнью в легких, которая сопровождалась кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников Козмы и Дамиана, чтобы получить исцеление. Болезнь его была так тяжела, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все необходимое для погребения. Больной до этого времени не верил в силу святых и нередко хулил на Бога. Святые исцелили его от телесного и душевного недугов. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления никогда не употреблял хулы и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью исполнил повеление святых бессребреников. Тогда повелением святых Козмы и Дамиана кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив святых, с радостью пошел в дом свой.
Некий муж страдал тяжелой болезнью и никак не мог исцелиться. Тогда он призвал в своей молитве святых Козму и Дамиана, и тотчас же был исцелен. Также святыми была исцелена болящая женщина.
Однажды пришла в церковь святых бессребреников глухонемая женщина. Страдая много лет этим недугом, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых Козму и Дамиана исцелить ее от тяжелого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Глухонемая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Через Трисвятое явили чудо и святые бессребреники. Во время вечернего богослужения в храме их, когда по обычаю пелось Трисвятое, внезапно глухонемая женщина услышала поющих и вместе с ними стала петь Трисвятое.
Один эллин заболел. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Козмы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе святых бессребреников и с верой начал просить их об исцелении. Святые, явившись ему вместе, сказали, что если больной верует во Христа, то будет исцелен. Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил свой обет — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великой радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников. Многие из слушателей умилялись и приняли христианство.
Некий муж был любителем народных зрелищ и страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые Козма и Дамиан, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы. Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление». Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не верили. Наконец, решили, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, и при всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.
Святые Козма и Дамиан прославились множеством исцелений людей от душевных и телесных недугов.

Почитание святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Тропарь, кондак и канон святым

На Руси святые бессребреники Козма и Дамиан (Асийские) преимущественно считались покровителями учащихся детей. К ним прибегали с молитвою при научении грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и помогали их правильному развитию.

Тропарь святых бессребреников
глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак святых бессребреников
глас 2
Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Особое распространение получила парная иконография святых чудотворцев и бессребреник Козмы и Дамиана, где Козма изображается слева, а Дамиан справа. Святой Козма облачен в длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой короткий хитон с широкими рукавами, сверху — гиматий, драпирующий левое плечо, на ногах сапожки. Голова обнажена, волосы короткие, иногда с залысинами.
В иконописных подлинниках об иконографии Козмы и Дамиана Ассийских сказано: «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Святые братья-бессребреники изображаются средовеками, с небольшими окладистыми бородами, гладкими волосами с залысинами, их атрибутами являются лекарские ложечки (или перья).
В византийском и древнерусском искусстве святые чудотворцы Козма и Дамиан часто встречаются в монументальной живописи или в составе групп избранных святых. В монументальном искусстве самым древним изображением является мозаика конца IV века из церкви святого Георгия в Салониках.
Наиболее знаменитыми являются мозаичные образы VI века из храма святых бессребреников Козмы и Дамиана в Риме (быв. «Библиотека Мира»). Среди избранных святых чудотворцы Козма и Дамиан встречаются в Софийском соборе Киева, в росписях Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
Известна так называемая Филофеевская ставротека, которая датируется XII веком. Ставротека (хранилище для креста) имеет прямоугольную форму в виде небольшого ящика, со следами утраченной выдвижной крышки и крестообразным углублением, украшена чеканными серебряными пластинками, укрепленными на деревянной основе. По сторонам от крестовидного углубления внизу — фигуры в рост: слева — святого Козмы, справа — святого Дамиана. Вверху, в медальонах, погрудные изображения: слева — святого Кира, справа — великомученика Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. По полю, вокруг крышки, греческая надпись, в которой говорится, что «реликварий изготовил с любовью Иоанн». На боковых стенках растительный орнамент из вертикально расположенных пальметт в замкнутых кругах. Вверху петля. На полях части застежек. По преданию, ставротека приписывается патриарху Филофею и была привезена митрополитом Алексием в 1354 году из Константинополя.

Источник: сайт «Русская вера»

Просмотры (56)

Комментарии закрыты.