23 июля. Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Четверг

23 июля. Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Четверг

23 июля. Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. ЧетвергПразднование положению честныя и многоцелебныя ризы Господа и Спаса нашего Исуса Христа, еже есть хитон, в царствующем преименитом граде Москве совершается 23 июля (10 июля ст. ст.).
Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывшим при распятии Исуса Христа (Ин. 19:23-24), по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась.
По другим сведениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его хитоном — они ясно различаются в Священном Писании:
Воины же, когда распяли Исуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19).
Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского собора Светицховели, а в его сокровищнице. Персидский шах Аббас I (1571-1629 гг.) прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Федоровичу Романову (1596-1645 гг.). В письме шах извещал, что он, покорив Грузию, нашел ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. Патриарх Филарет Никитич Романов (ок. 1553-1633 гг.) собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в ковчеге в шатер для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля. Тогда же был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 23 июля (10 июля ст. ст.), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (втор. половина XVI — 1634 гг.). По описи Успенского собора 1627 года, в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам болящих. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 году патриарх Филарет передал малую часть ее в Ипатьевский монастырь под Костромой. Часть Ризы хранилась в Софийском соборе в Киеве, две части — в Санкт-Петербурге (одна в церкви Нерукотворного образа Спаса, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой (ок. 250-330 гг.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идет о разных частях Ризы.
В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике. В 2004 году она была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя. О дальнейшей судьбе части Ризы Господней, которая находилась в Успенском соборе, сообщает современная исследовательница Н. Энеева:
По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне.
Хитон изображен на гербе князей Багратиони (древняя царская династия в Грузии). Девизом герба является латинская фраза «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху».

Положение Ризы Господней. Иконы

Около 1627 года была написана икона Положение Ризы Христовой. На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского кремля, в окружении святителей и православного народа.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Москва. Около 1627 года

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. до 1651 года

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа
глас 4
Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа
глас 4
Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси/ Божественныя ризы Твоея// честное положение.

Источник: «Русская вера«

Просмотры (74)

Комментарии закрыты.