21 сентября. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

21 сентября. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

«Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности… Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью в сосуд Божий»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

21 сентября. Праздник Рождества Пресвятой БогородицыСегодня, 8 / 21 сентября, Православная Церковь чествует Рождество Пресвятой Богородицы. Это – один из великих двунадесятых православных праздников, посвящённый появлению на свет Пречистой и Пренепорочной Девы Марии, Матери Спасителя мира, именуемый православными богословами «началом нашего спасения» и открывающий собою церковное новолетие. Преп. Андреем Критским в одном из двух его Слов на Рождество Божией Матери этот день именуется также «началом праздников», невзирая на то, что исторически общецерковное празднование этого события было установлено одним из последних среди других двунадесятых праздников.
Рождество Пресвятой Богородицы является величайшим церковно-историческим событием, сыгравшим важнейшую роль в осуществлении Божественного домостроительства и спасения всего человечества от власти греха и смерти. Кроме того, оно является великим утешением для бездетных супругов, поскольку Пречистая Дева была рождена бездетной праведной супружеской четой, бывшей уже в преклонных годах, но не перестававшей горячо молиться Господу о даровании потомства и в итоге ставшей родителями Той, через Которую совершилось Воплощение и соединение с человеческой природой Самого Сына Божия – Спасителя мира. Одним из шедевров православной гимнографии, посвящённых этому великому торжеству, является Канон на Рождество Богородицы преп. Андрея Критского.
В богослужении Православной Церкви Богородичные праздники по времени появились позже Господских. Общецерковное празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в древние времена, упоминания о нём восходят к IV столетию н.э. Установлено оно было сначала Восточной Церковью и только после этого появилось в Церкви Западной, постепенно распространившись и на дочерние Церкви. В современной богослужебной практике у этого великого двунадесятого праздника, отмечаемого Церковью 8 / 21 сентября, имеется однодневное предпразнество (7 сентября) и четырёхдневное попразднество с отданием праздника 12-го сентября. Зачатие Пресвятой Богородицы св. прав. Анной Православная Церковь чествует 9 / 22 декабря.
И отмечая Рождество Богородицы, мы празднуем день, когда у всего человечества родилась надежда. Если в мире появляется Дева, от Которой может родиться Сын Божий, значит, не все еще потеряно. Значит, возможна еще победа над болезнью смерти и возвращение в обители Небесного Царства. На Рождество Богородицы мы чествуем надежду, которая в итоге оправдалась и стала явью.
«…и се ле́ствица утвержде́на на земли́, ея́же глава́ досяза́ше до небе́с, и а́нгели Бо́жии восхожда́ху и низхожда́ху по ней».

Из Паремии на Рождество Пресвятой Богородицы

Вселенная, умолкни и внемли́
Свершившемуся Чуду из чудес:
Отныне утвержде́на на земли́,
Главою досяза́ше до небе́с,

Сквозь морок мира, долог и глубок,
Пронарече́нна от начала дней, –
Се Лествица, где утверди́ся Бог,
Со а́нгели, ходящими по ней.

Врата Иезекии́левы, един
Отныне указующие путь.
Никто́же про́йдет ими, яко Сын.
Отве́ка затворе́на ибо суть.

И древний змий отныне посрамле́н,
И плевелы его попалены́,
И всяк живый – во пламени – нетле́н
Её Неопалимой Купины́!

Просмотры (58)

Комментарии закрыты.